Развитие ребенка старше года
Лепетания, состоявшие в основном из отдельных звуков и слогов, постепенно трансформировались в слова «мама» и «папа». Теперь, когда малыш хочет пообщаться, он не просто гукает, чтобы на него обратили внимание, а вполне осмысленно обращается к родителям. К году словарный запас некоторых детей составляет уже 5–6 слов. Если вашему малышу скоро год, а он пока не говорит, не стоит огорчаться, большинство детей начинают говорить после года.
Открываем двери в мир
Чем больше малыш узнает об окружающем мире, тем больше ему хочется пощупать, потрогать, подержать, понять. Ему нравится следить за вами и повторять ваши движения и выражение лица. Малыш по-своему принимает активное участие в жизни семьи. Не бойтесь поручать ему то, что он может сделать. Он будет очень горд собой, показав вам, что справился с заданием.
Я умею все сам!
Именно сейчас у малыша появляется желание делать все самостоятельно. Родителям нужно это ценить и всячески поощрять свое чадо. Если кроха пытается сам снять кофточку, похвалите его и немного помогите — через некоторое время он прекрасно справится с этой задачей сам. Начинайте приучать ребенка класть игрушки на свои места. Хотя бы одну, самую любимую. Ребенок охотно будет выполнять просьбы взрослых, ведь так он сможет продемонстрировать родителям свои навыки и умения.
В этом возрасте малыш быстро обучается. Он активно познает окружающий мир, поэтому очень важно уделять крохе много внимания: читать стихи и сказки, играть в развивающие игры, слушать вместе с ним музыку.
Малыш удивляет и радует родителей своей сообразительностью и любознательностью. Так, например, кроха уже видит связь между действиями взрослых и теми последствиями, к которым эти действия приводят. Малыш пытается повторять за родителями: щелкнуть выключателем и включить лампу, нажать на кнопку телевизора и увидеть интересные картинки. Когда кроха добивается успеха, то с удовольствием демонстрирует взрослым свои навыки.
Годовалый малыш понимает и выполняет огромное количество инструкций: он охотно откликается на твои просьбы: «дай мячик», «покажи бабушке мишку», «пойдем гулять». Чем больше вы общаетесь со своим ребенком, чем больше «задач» перед ним ставите, тем быстрее он развивается. В этот период малыш хорошо различает эмоциональную окраску речи взрослого. Например, убедительно произнесенное родительское «нельзя» уже имеет для него весомую силу. Ещё один сюрприз — о своих потребностях кроха теперь заявляет не плачем, а вполне «по-взрослому» пытается объяснить, что ему в данный момент нужно. Некоторые детки выражают свои желания, произнося различные слоги и их сочетания, другие используют язык жестов, а также иные невербальные способы выражения своих мыслей (например, мычание).
Что нового
Скоро наступит второй год в жизни малыша. Начало положено, но многое еще впереди: предстоит научиться говорить, бегать, проситься в туалет. После года у малышей появляется интерес к бумаге и карандашам. Помогите маленькому освоить эти новые, удивительные для него вещички. Покажите ему, как правильно держать карандаш и как им пользоваться: возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько простых фигур. Кроха с удивлением будет наблюдать, как из-под вашей руки появляется цветочек или домик, а потом потребует отдать ему карандаш и нарисует свой первый «шедевр».
Сначала в этих рисунках будет сложно различить узнаваемые фигуры, скорее, это будут каракули, но сколько радости они будут приносить вашему крохе и вам! Лучше всего купить специальные карандаши для детей такого возраста — восковые, они не ломаются, не имеют острых концов и совершенно безвредны, даже если ребенок попробует карандаш на вкус, что ваш непоседа обязательно попытается сделать. Особый интерес у детей вызывают животные и различные движущиеся предметы: машины, самолеты... Если вы попросите малыша, он с удовольствием покажет вам, как лает собачка, мяукает кошечка, или какой звук издает машина.
Игры тоже становятся всё более осмысленными: период беспорядочного бросания сменился периодом созидания. Первое творение — башня из двух, а может быть, даже из трех кубиков.
Как мы кушаем
Малыш уже научился брать кусочки еды и не давить их в руках, пользоваться специальными детскими пластиковыми приборами и чашкой.
Появились новые зубки
Малыш научился жевать небольшие, не слишком твердые кусочки. Он все хочет кушать сам, пальчиками или ложкой.
Поскольку малыш уже разжевывает небольшие кусочки пищи, за столом он чувствует себя гораздо увереннее. Конечно, ребенок очень хочет кушать то же, что и мама, но его потребности пока отличаются от ваших, и рацион должен быть другим.
Обучение независимости
В течение почти 12 месяцев ваш ребенок во всем зависел от вас. Теперь он зависит от вас ровно настолько, насколько вы можете помочь ему стать независимым. Возможно, вы уже увидели признаки «пробуждающегося самосознания». Непоседа хватает ложку во время еды, пытается снять носки сразу же после того, как вы их ему надели, переворачивает и мнет страницы своей любимой книги.
Все это абсолютно нормальные шаги к независимости. И хотя предоставлять ребенку самостоятельность иногда рискованно, а иногда и утомительно (ведь он действует так неуклюже!), потом вам придется возиться с малышом гораздо больше, если вы сейчас будете ограничивать его инициативу.
Совет
Когда кроха уже достаточно подрос для того, чтобы ему захотелось во всем быть самостоятельным, существует еще мало дел, которые вы можете ему поручить. Но даже если вы смирились с его «самоопределением», помните: даже очень бойкого ребенка, только начавшего ходить, ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра. Поэтому обязательно оставайтесь в пределах досягаемости.
Разрешите малышу почистить зубы зубной щеткой, подходящего размера. .
Покажите, как вы сама чистите зубы, и юный подражатель попытается сделать то же. Не ожидайте немедленного успеха — это наука, которая требует времени.
Разрешите ребенку самостоятельно вымыть руки. Пододвиньте стул, на котором сидит малыш, к раковине, пустите несильную струю теплой воды и покажите как дозировать жидкое мыло. (Использование кускового мыла пока что не рекомендуется, поскольку оно, во-первых, слишком скользкое, а во-вторых, может показаться годовалому ребенку чем-то аппетитным). Густая пена превращает мытье рук в развлечение..
Разрешите ребенку есть самостоятельно. Вероятно, вы уже давали ребенку в ручки что-то съедобное. Теперь настал хороший момент для того, чтобы разрешить ему эксперименты с ложкой. Лучше всего подходит для этого густая пища: попробуйте предложить малышу его любимый йогурт, в который добавлена каша. Дайте ребенку пару детских ложек, и пусть он ест сам. Не удивляйтесь, если он попытается брать пищу руками. Будьте готовы к беспорядку и запаситесь салфетками в большом количестве!
Разрешите ребенку убирать свои игрушки. Если вы будете веселы, наводя порядок, ребенок подумает, что это превосходная забава. Пойте какую-нибудь «песенку для уборки» каждый раз, когда вы расставляете все по местам, и вскоре ребенок будет вам с удовольствием подпевать.
Управляться с годовалым ребенком, который настаивает на том, чтобы все делать самостоятельно, далеко не просто. Конечно, вы можете гораздо быстрее и лучше вымыть его, накормить и одеть, но в конце концов вы порадуетесь тому, как много он умеет в столь нежном возрасте. А сейчас похвалите его за успехи, выделите дополнительное время для самостоятельных занятий, подавите искушение ему помочь и... возьмите фотоаппарат, чтобы запечатлеть старания своего крохи.
Рекомендованные статьи